5 октября 2023 года в Российском Союзе промышленников и предпринимателей состоялось заседание Комиссии по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности. В своем приветственном слове председатель Комиссии Николай Рогожкин обратил внимание участников заседания на важность в современных условиях возрастания угроз террористического характера обеспечить повышение качества охранных услуг на объектах, безопасность которых обеспечивается за счет средств государственного бюджета.
По первому вопросу об оперативном управлении обеспечения охраны и безопасности образовательных учреждений на новых территориях с докладом выступили президент саморегулируемой организации «Школа без опасности» Сергей Саминский и руководитель Объединенного координационного центра на новых территориях Сергей Силивончик.
Они подробно доложили присутствующим состояние работы по обеспечению охраны школ и дошкольных образовательных учреждений на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Участниками заседания отмечено, что успешная организация охраны на указанных территориях во многом стала возможной в связи с использованием отраслевых общественных институтов таких как СРО «Школа без опасности» и Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), которыми в свою очередь, сформирован Объединенный координационный центр (ОКЦ), выступившего в роли «ситуационного центра», в обязанности которого входит оперативный анализ информации, связанной с охраной образовательных организацией на вышеуказанных территориях, доведением оперативной информации до частных охранных организаций, выполняющих данную задачу, а также решением проблемных вопросов, возникающих в ходе данной деятельности.
Комиссией решено в целях распространения положительного опыта, накопившегося в рамках работы ОКЦ рекомендовать региональным отделениям РСПП во взаимодействии с территориальными подразделениями ФКЦ РОС, с привлечением к данной работе заинтересованных органов исполнительной власти и организаций, провести работу по его внедрению на территориях подведомственных регионах, в том числе и в организации охраны объектов иной категории.
В ходе второго вопроса рассмотрено проведение обязательной экспертизы независимыми экспертами результатов исполнения государственных контрактов в качестве эффективного механизма повышения качества охраны объектов и борьбы с демпингом на рынке охранных услуг.
С докладом по данной теме выступил директор АНО Научно-исследовательский центр «Безопасность» Олег Климочкин. Он довел до присутствующих проблематику, связанную с этим вопросом, в том числе по применению антидемпинговых мер как со стороны заказчиков охранных услуг, так и основных общественных институтов охранного сообщества в форме общественного контроля, а также привел имеющуюся статистику по закупкам в сфере охранных услуг.
Он озвучил имеющиеся в данной части инициативы ФКЦ РОС по установлению условий обязательного проведения независимой экспертизы качества оказанных охранных услуг на объектах в следующих случаях:
– объект охраны отнесен к категории объектов, подлежащих антитеррористической защищенности;
– сумма исполняемого контракта более 3,5 млн. руб.;
– минимальный срок исполнения контракта от 3-х месяцев и более;
– исполнителем Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) снижена на 25 и более процентов.
Данная возможность предусмотрена частью 4.1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которой Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению случаев обязательного проведения такой экспертизы экспертами и экспертными организациями, являющимися независимыми и квалифицированными субъектами общественного контроля.
Учитывая важность задачи по повышению качества охранных услуг, особенно в отношении объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, Комиссией решено поддержать инициативу ФКЦ РОС по реализации имеющегося правового механизма, заложенного в законодательстве в сфере закупок, и ходатайствовать перед руководством РСПП об обращении в Правительство Российской Федерации в целях разработки и издания соответствующего постановления, закрепляющего обозначенные случаи, при которых проводится обязательная экспертиза результатов исполнения государственных контрактов сторонними экспертами и экспертными организациями.