Совершенствование системы охраны образовательных организаций: новые подходы и технические средства безопасности

Как сообщалось ранее, Минобранауки совместно с Пущинским государственным естественно-научным институтом провели в Москве Всероссийскую научно-практическую конференцию «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика». Нами было подготовлено два материала по результатам этого мероприятия. Сегодня мы завершаем публикации на эту тему информацией о заседании секции, тематика которой была посвящена вопросам обеспечения физической безопасности объектов образовательных организаций силами охранных организаций. Модератором мероприятия, напомним, выступил НИЦ «Безопасность» в лице его директора, кандидата экономических наук Олега Владимировича Климочкина.

 

В работе секции приняли участие представители Росгвардии, Департамента образования Москвы, ведущих российских вузов, основных отраслевых институтов охранного сообщества: объединений работодателей в сфере охранной деятельности, отраслевого научно-исследовательского центра, профсоюзных объединений охранной отрасли и специализированных саморегулируемых организаций, предприятий технических средств безопасности, руководители крупнейших частных охранных организаций, эксперты в области безопасности, СМИ.

 

 

Работа секции проходила в формате круглого стола на тему «Совершенствование системы охраны образовательных организаций: новые подходы и технические средства безопасности». На обсуждение были вынесены актуальные вопросы обеспечения комплексной безопасности объектов образования, в частности, выработка требований к охранным организациям, обеспечивающим безопасность образовательных учреждений, проблемы качественной подготовки персонала для охранных структур, особенности формирования комплексных систем безопасности образовательных организаций, и многие другие.

 

 

С первым докладом о новых требованиях по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, утверждённым в соответствии с  в соответствии с ППРФ № 1235 от 07.10.2017 года выступил ведущий специалист Рабочей группы Координационного совета по комплексной безопасности образовательных организаций Департамента образования Москвы Рудовол Юрий Дмитриевич.

 

 

В своём выступлении он рассказал, как формировались требования к антитеррористической защищенности объкта. Так, четыре года назад Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» были добавлены два важных дополнения. Во-первых появились понятия «антитеррористическая защищенность объктаов (территорий)» и второе — определение места массового пребывания людей.

 

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 г. Москва «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» утверждены правила, основные принципы, которые должны быть заложены в требования к антитеррористической защищенности объекта. Прежде всего введен принцип категорирования, то есть установления определенной категории объекта, связанной с его фактическим состоянием защищенности, а также прогнозируемой угрозой ЧС в результате теракта и последствий. Таким образом, в первую очередь следует определить состояние защищенности объекта.

«При чем в состояние защищенности, по нашему мнению, входит не только инженерно-техническая укрепленность, но и фактическое выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности, то, что установлено соответствующими распорядительными актами юридического лица и, как показывает практика, выполнением охранными организациями профессионального стандарта по охране образовательных организаций» — сказал Юрий Дмитриевич. — «Внутренняя логика Постановления предполагает, что к первой категории должны относиться крупные федеральные образовательные организации высшего профессионального образования. Потенциально опасный объект согласно национального стандарта — это объект, на котором может находится более 5000 человек, а также который содержит здания и сооружения повышенного уровня ответственности. Технический регламент безопасности зданий и сооружений 384-ФЗ и градостроительный кодекс определяют их как особо опасные, технически сложные и уникальные здания. Например, к таковым можно отнести главный корпус МГУ. Как отнести к этой категории здания обычных образовательных организаций, или ВУЗов средней руки, особенно негосударственных, я пока сказать не готов. По нашему мнению, мероприятия, относящиеся к первой категории объектов, являются в большинстве своем избыточными и, по критерию «эффективность-стоимость», совершенно не отвечающими предназначению этих мероприятий»

 

 

Юрий Дмитриевич также обратил особое внимание присутствующих на 25 пункт Постановления, в коотором сказано, что при изменении уровней террористической опасности, вводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории), осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму, включающий в себя мероприятия, определенные настоящими требованиями, а также соответствующими планами действий при установлении уровней террористической опасности».

 

 

«К особенностям Постановления № 1235 я отношу объекты, в целях настоящих требований подразделяются на три основных типа — комплексы зданий и сооружений, находящиеся на одной территории и объединенные технологическим процессом и техническими системами; отдельно стоящие здания и помещения или группы помещений, которые располагаются, например, в жилых домах или в нежилой застройке, но не относящейся к подведомственности Департамента образования», — продолжил он. — «Нам пришлось разрабатывать требования к этому цели, задачи, структуру содержания и приложения к данному Постановлению, и, кроме того, дать рекомендации руководителям образовательных организаций по применению мер, установленных уровнями террористической угрозы. Наша работа была направлена на то, чтобы постараться ограничиться каким-то минимумом документов».

 

 

«Для того, чтобы руководители организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, своевременно и с одинаковых позиций однообразно подошли к выполнению Постановления № 1235, нами были разработаны разъяснения по положениям, имеющими неоднозначную трактовку. Далее мы подготовили методические указания по антитеррористической защищенности объектов для корректировки системы работы руководителя образовательной организации по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, начиная от нынешней нормативно-правовой базы и заканчивая перечнем тех мероприятий, которые они должны выполнить на тех или иных этапах их работы. Надо было дать понять руководителям, что разработкой паспортов дело не заканчивается, оно только начинается», — сказал Юрий Дмитриевич.

 

 

«В приложениях к методическим к указаниям даны образцы соответствующих документов. Третий документ, подготовленный нами — это методические указания о порядке разработки, учета, хранения и актуализации паспортов безопасности и, в приложении к ним, формуляр или шаблон паспорта безопасности с соблюдением всех необходимых реквизитов в соответствии с национальным стандартом , который называется «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003″. В самих рекомендациях мы постарались дать исчерпывающую информацию».

 

 

Также Юрий Дмитриевич отметил, что в Постановлении применен риск-ориентированный подход к оценке возможности наступления чрезвычайной ситуации, но при этом нет соответствующей методики.

 

 

«Есть 105-й приказ МЧС, касающийся потенциально опасных и критически важных объектов. В одном из пунктов написано, что на федеральном уровне обеспечивается методолгия и методика анализа рисков.  Мы создали некую модель действий предполагаемых террористов в сложившихся условиях, для чего использовали методические подходы Национального стандарта по анализу риска при разработке паспортов безопасности критически важного объекта и потенциально-опасного объекта. Сценарий развития аварии включает террористический акт, наряду с другими событиями  — саботажем, технической неисправностью, неправильными действиями персонала, Наша задача, используя методический подход,  состояла в том, чтобы на основе мировых статистических данных, (к счастью, на наших объектах такой статистики нет) нет, учитывать наибольшие потери и наибольший ущерб. Получилось модель действия, в которой базовыми величинами с одной стороны является количество людей, находящихся на объекте, с другой — балансовая стоимость. И имеются два коэффициента — коэффициент потерь и коэффициент ущерба, управляя которыми, вводя на объектах те или иные организационные  и технические мероприятия, достигается главная цель этого стандарта — управление риском. То есть руководитель образовательной организации может эти значения регулировать в сторону уменьшения. Являясь аттестованным экспертом в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, в том числе, и анализа риска, я взял на себя смелость подготовить данную модель и дать рекомендации образовательным организациям».

 

 

Рассуждая о паспортах безопасности образовательных организаций, Юрий Дмитриевич подчеркнул, что принцип их составления — это  «один объект- один паспорт. Если на объектах несколько зданий — то паспорт все равно один. Если на объекте здания, правообладателями которых является несколько организаций то паспорт безопасности разрабатывает та из них, у которой правообладания больше с точки зрения квадратных метров». Он отметил, что процесс категорирования объектов должен завершиться 15 декабря этого года. Разработка, согласование и утверждение новых паспортов безопасности. И до 30 июня будет осуществляться регистрация паспортов безопасности.

Далее с докладом об общественном контроле за качеством осуществления охранных услуг и в образовательных организациях г.Москвы выступил Председатель Общероссийской общественной организации «Профсоюз негосударственной сферы безопасности», заместитель председателя Президиума Координационного совета НСБ России Галочкин Дмитрий Евгеньевич.

 

 

Он рассказал, что 21 июля 2014 года был принят Федеральный закон от N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором заложены нормы Конституции РФ об участии граждан в управлении делами государства, как напрямую, так и через своих представителей. И, по мнению Галочкина, саморегулируемыми организациями, профсоюзами и, особенно, объединениями работодателей, необходимо этот закон использовать в полной мере. «Общественный мониторинг, общественная экспертиза и общественные проверки — «три кита» этого закона. Наша основная задача — вхождение в субъекты общественного контроля как на федеральном, так и на региональном уровне, быть в диалоге с органами исполнительной власти. Мы должны участвовать во всех предлагаемых государством нормативно-правовых актах и своевременно готовить экспертные заключения по всем инициативам. Необходимо использовать так называемые «нулевые чтения» на площадке Общественной палаты, ТПП РФ и РСПП», — в частности, сказал Дмитрий Евгеньевич.

 

 

«Общественный контроль важен, но он не должен превращаться в коммерческий контроль и не должен вступать в противоречие с государственным контролем, а лишь дополнять его», — добавил он.

 

 

Один из основных разработчиков профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», заместитель председателя Совета Союза ОСО, вице-президент СРО Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» по научно-методической работе Степанов Николай Арсентьевич выступил с подробным докладом о путях и способах реализации и продвижения программ профстандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», который, напомним,  был утвержден приказом Минтруда России 11 декабря 2015 года, и, в настоящее время довольно успешно используется. Актуальность создания профстандарта, определяющего квалификацию работника охраны образовательной сферы, не вызывает сомнений ни для кого из тех, чья деятельность соприкасается или связана с обеспечением безопасности объектов образования.

 

 

Он отметил, что в составе СРО Ассоциация «Школа без опасности» состоит 51 организация, а в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, функционируют около 5750 постов охраны. Николай Арсентьевич рассказал, что 80% программы профстандарта – это программа переподготовки частных охранников. Именно стандарт сегодня является основополагающим инструментом для повышения качества охраны школ, детских садов, институтов и колледжей. Это — основное профилактическое средство, которое позволяет предотвращать преступления, пресекать административные правонарушения. Именно профстандарт являет собой наиболее эффективный путь повышения качества охранных услуг.  «Профстандарт задает планку качества, необходимый уровень квалификации для человека, который будет работать в данной сфере». — подчеркнул Николай Арсентьевич.

 

 

О профтандарте говорил также председатель Правления Саморегулируемой организации «Ассоциация Частных Охранных Организаций «Безопасность Социально Значимых Учреждений» Санкт-Петербурга, член Подкомитета по развитию индустрии безопасности предпринимательской деятельности Дёмин Игорь Викторович. В частности, он сказал, что на основе данного стандарта разработана учебная программа, по которой в этом году обучено около 8000 сотрудников охраны, обеспечивающих безопасность на объектах образования города Москвы. Благодаря внедрению профстандарта число успешно предотвращенных инцидентов по сравнению с 2015 годом, в 2017 году возросло на 47%. На объектах образования в 2016-2017 гг не было ни единой кражи.

 

 

«Мы считаем, что профессиональный стандарт необходимо применять, как обязательный по всем регионам России, но вместе с тем поддерживаем позицию директора НИЦ «Безопасность Олега Владимировича Климочкина и Председателя правления ФКЦ РОС Козлова Александра Михайловича, согласно которой нужно вносить изменения в существующий профстандарты и делать отдельные профессиональные стандарты по каждому виду охранных услуг. Также для реализации изменений в области подбора и обучения персонала нам видится необходимость исключения риска временных потерь ,а именно проведение дистанционного обучения сотрудников охраны. И не менее главной является необходимость изменений в системе оплаты труда работников в зависимости от квалификации и сложности выполняемой работы, а также установление стимулирующих выплат, соответствующим показателям эффективности.» — сказал он.

 

 

Председатель Межрегионального объединения предприятий безопасности Козеев Андрей Геннадьевич рассказал о практике регулирования нормативных требований к охране образовательных учреждений на примере Пермского края. В частности, было отмечено, что предприятия, которые работают на объектах, финансируемых за счет госбюджета, борются с одной серьезной тенденцией — демпингом. В отношении тех, кто его практикует, ни о каком качестве говорить не приходится. Они выигрывают тендеры только потому, что снижают расценки.

 

 

«Устоявшийся и «узаконенный» принцип закупок охранных услуг «кто дешевле» превращает охрану и безопасность на многих объектах (особенно учреждений бюджетной сферы) в фикцию. Принцип выбора по самой низкой цене бьёт по всему охранному бизнесу и особенно больно – по репутации крупных игроков. На объектах образования в Перми крупных объектов вы не найдете. Нет и единых стандартов качества охранных услуг в стране. Однако именно крупные игроки обладают широчайшими возможностями для защиты объектов. В отсутствие федеральных законов стандарты качества они создают сами.», — сказал Козеев.

 

 

Андрей Геннадьевич также коснулся принципов категорирования объектов. «Необходимо категорирование объектов. на современном этапе цель категорирования объектов должна быть скорректирована как «создание системы категорирования, предполагающей дифференциацию требований к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объектов, обеспечивающей минимально необходимые и достаточные уровни безопасности объектов в соответствии с их категориями потенциальной опасности, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен преступными действиями в случае невыполнения требований, предъявляемых к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объекта (включая полное отсутствие системы) и/или нарушения условий ее эксплуатации», — заключил он.

 

 

Главный эксперт-специалист Управления лицензионно-разрешительной работы ГУЛРР и ГК Росгвардии Аванесов Андрей Гарривич отметил, что регулятора частной охранной отрасли особенно беспокоит качество услуг, оказываемых частными охранными организациями объектам системы образования и процесс участия частных охранных организациях в торгах, проводимых собственниками объектов бюджетного финансирования. Он отметил явную необходимость актуализации вопроса тарификации охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями России.

 

 

Говоря об антитеррористической защищенности, Андрей Гарривич подчеркнул, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения. И предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.на сегодняшний день у любого образовательного учреждения имеется достаточный набор правовых оснований для принятия мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности участников образовательного процесса.

 

 

Андрей Гарривич призвал с особым вниманием следует отнестись к мероприятиям, предусмотренным соответствующим пунктом Постановления Правительства России № 1235, устанавливающим в отношении объектов второй категории опасности необходимость обеспечения охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

 

 

Он отметил, что в постановлении приведена ссылка на Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», положения которого применяются при изменении уровней террористической опасности; мероприятия, определенные требованиями, включенными в Постановление Правительства России № 1235, а также соответствующими планами действий при установлении уровней террористической опасности подлежат применению в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта.

 

 

Он напомнил, что важной составляющей в системе обеспечения антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, является контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов. Обязанность контролировать выполнение таких требований возложена на руководителей субъектов, являющихся правообладателями объектов.

 

 

Генеральный директор ЧОО «Щит — Безопасность», кандидат философских наук Щетинин Григорий Алексеевич представил доклад о первоначальной подготовке в сфере охраны и безопасности в образовательных организациях. Он отметил, что высокий уровень оказания охранных услуг предприятиями негосударственной сферы безопасности по контрактам с органами исполнительной власти, уполномоченными регулировать деятельность образовательных организаций, подтверждается многолетней практикой. Система обеспечения безопасности учреждений, относящихся к сфере образовательной деятельности, силами частных охранных организаций на протяжении ряда лет считается в сообществе почти эталонной в части организации методической и методологической работы экспертного корпуса этих предприятий, интенсивного развития саморегулирования, выстраивания тесного взаимодействия субъектов этой деятельности с органами исполнительной власти и совершенствования государственно-частного партнерства, высокого современного уровня профессионального обучения и переподготовки кадров для этого вида охранной деятельности, вовлечения общественных институтов частной охраны в многочисленные социальные проекты.

 

 

Однако существующая система профессионального обучения объективно не может обеспечить качественную профессиональную подготовку охранников. Каким видится выход из сложившейся ситуации? Во-первых, необходимо признать, что для повышения качества подготовки частных охранников требуется кардинальное изменение всей системы профессионального обучения, а также то, что частичные изменения в те или иные ее элементы не приведут к положительным результатам. Во-вторых, для решения данной задачи следует вначале подготовить концепцию профессионального обучения частных охранников, в которой четко определить видение относительно качественной подготовки охранников, обозначить основные направления профессионального обучения, конкретные пути их реализации.

 

 

Существующая система обучения частного охранника в негосударственных образовательных учреждениях дает знания в относительно небольшом объеме. Программа обучения предусматривает в основном теоретическую подготовку. Такая форма более приемлема для лиц, ранее служивших в системе МВД, Вооруженных силах и т.п., приобретших теоретические, практические, психологические навыки в рамках воинских уставов, уставов караульной, патрульно-постовой, конвойной службы. Для тех, кому при смене прежней профессии на профессию частного охранника ранее приобретенные навыки позволяют без особых затруднений усвоить специфику новой работы. Тем же, кто не обладают необходимым практическим опытом работы и впервые допущены к осуществлению частной охранной деятельности, необходимо уделять большее внимание. Обучение требует системного подхода и каждодневного усовершенствования служебной и профессиональной подготовки. Иначе на устранение допущенных негативных моментов придется потратить значительно большее количество рабочего времени. Более того, наличие негативных моментов будет серьезным препятствием к надлежащему исполнению договорных обязательств и приведет к подрыву имиджа, снижению рейтинга частной охранной организации на рынке подобных услуг.

 

 

Необходимо подчеркнуть, что при отсутствии необходимых профессиональных навыков добиться от частного охранника положительных результатов в сфере оказания охранных услуг в современных условиях считается весьма трудной задачей. Если не принимать необходимые меры по ликвидации непрофессионализма, могут возникнуть серьезные проблемы для предприятия, его конкурентоспособности на рынке охранных услуг, возрастут неоправданные риски, которые могут привести к крупным денежным возмещениям ущерба.

Тему подготовки персонала для охранных структур, обеспечивающих безопасность образовательных организаций продолжила директор Учебного центра Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» Зарецкая Татьяна Николаевна, по словам которой в существующем в России классификаторе занятий  профессия охранника «немного обезличена».

 

 

«Появление профстандарта — одно из наиболее значимых событий в охранной сфере, произошедших в прошлом году. В России существует классификатор занятий, согласно которому «охранники» отнесены к «группе занятий». И, согласно этому же классификатору, военные являются схожей с ним группой. При этом для нас естественно, что в рамках профессии «военный» существуют различные специализации: кто-то оканчивает академию бронетанковых войск, кто-то — военный институт связи. Но ведь своя специфика существует и в рамках частной охранной деятельности. Профстандарт учитывает имеющееся внутри профессии разнообразие. Мы же реализуем этот подход через содержание нашей новой программы. Существует масса различий в работе человека, охраняющего, к примеру, торговой центр и объект образования. Последний должен разбираться во множестве вопросов, которые могут, на первый взгляд, не иметь прямого отношения к охранной деятельности. Например, возрастная психология. Ребенок в подростковом возрасте может быть склонен к проявлению тех или иных форм девиантного поведения и создавать угрозу безопасности объекта изнутри. Охранник школы в связи с этим должен обладать специальными знаниями. Профстандарт не игнорирует эти особенности и является более высокой ступенью в подходе к подготовке работников частных охранных предприятий. Отмечу, впрочем, что профстандарт и наша программа обучения не подменяют собой типовые программы и приказы МВД. Они остаются для нас фундаментальными документами. Мы не отходим в своей работе от классических стандартов, принятых регулятором. Мы преподаем те же дисциплины: правовая подготовка, тактико-специальная подготовка, ТСО (технические средства охраны) и психологическая подготовка. Однако содержание всех этих разделов максимально приближено к практике организаций-членов СРО Ассоциация «Школа без опасности»,  к образовательной среде, образовательным организациям», — рассказала Татьяна Николаевна.

 

 

Генеральный директор охранной фирмы «Титан», председатель Регионального объединения работодателей Федеральный координационный центр «Санкт-Петербург» Алексеев Сергей Федорович затронул тему комплексного подхода к безопасности учебных заведений. По мнению Сергея Фёдоровича, только совместное участие  заинтересованных сторон, а это органы законодательной и исполнительной власти, частные охранные организации  и их отраслевые объединения, контролирующие и надзорные органы и, собственно учебные заведения, способно решить задачи по обеспечению безопасности образовательных учреждений. В Санкт-Петербурге площадкой для совместной деятельности стал созданный Координационный совет по взаимодействию с негосударственными структурами безопасности.

 

 

Также Сергей Фёдорович рассказал о ситуационном центре «ТИТАН-Мониторинг», не имеющем аналогов в России. «Применяемые в работе ситуационного центра «ТИТАН-Мониторинг» инновационные технологии, многоканальность передачи данных, показатели энергобезопасности, телекоммуникационные характеристики, защищенность каналов информации и высокая производительность серверов выводят управление безопасностью на новый уровень», — сказал Алексеев.

 

 

Ещё один участник из Северной столицы — руководитель Группы компаний «Комбат Секьюрити» Иванов Сергей Анатольевич, имеющий двадцатилетний опыт охраны высших учебных заведений, рассказал о практике противодействия экстремизму и терроризму при обеспечении безопасности ВУЗов Санкт-Петербурга.

 

 

С докладом об особенностях формирования комплексных систем безопасности образовательных организаций выступил член Правления Ассоциации технических средств безопасности Сеньков Виктор Дмитриевич.

 

 

На вопросы присутствующих о Национальном стандарте ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций» ответила директор представительства в Москве ООО «Единый исследовательский центр экспертизы и аттестации» Шарвонова Дильдора Уктамовна.

 

 

«Данный стандарт превентивными методами позволяет Заказчику избежать негативных последствий, устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки опыта и деловой репутации охранных организаций и позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе охранных организаций при проведении тендеров, конкурсов, а также оценки их репутационного потенциала и финансовой успешности. Изначально он был разработан для применения в закупках для того, чтобы решить проблему с недобросовестными ЧОПами, которые демпингуют цену, но при этом не отвечают за качество работ», — сказала Дильдора Уктамовна.

 

 

«Разработка и принятие указанного национального стандарта стало логическим продолжением последовательной и принципиальной работы ФКЦ РОС по устранению с рынка частных охранных услуг недобросовестных игроков дискредитирующих охранную отрасль. Применение национального стандарта «Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций» позволяет произвести объективную оценку охранной организации по категории «качество предоставляемых услуг». Оценка производится выездной комиссией в соответствии с установленной методикой. По итогам проверки определяется оценка предприятия по 100 бальной шкале. В состав комиссии, проводящей оценку опыта и деловой репутации охранной организации, входят не менее трех экспертов: эксперт в области оценки опыта и деловой репутации, эксперт в области частной охранной деятельности и финансовый аудитор, имеющий аттестат о допуске к проведению работ по финансовому анализу в системе добровольной сертификации.При проведении оценки на соответствие указанному стандарту, эксперты по оценке опыта и деловой репутации, руководствуясь соответствующей методикой, проводят анализ документов, представленных заявителем. Эксперт в области частной охранной деятельности при осуществлении выездной проверки проводит анализ управления охранной организацией, рассчитывает опыт кадрового состава организации, проверяет соответствие лицензионным требованиям. При выездной проверке охранной организации профильный эксперт в том числе проводит проверку соответствия фактического наличия служебного оружия, специальных средств, средств связи, автотранспорта и иных материально-технических ресурсов, данным, указанным в документах заявителя» — заключила она.

 

 

Об особенности программ по повышению защищенности детей и молодежи в образовательных организациях рассказал директор АНО «Центр подготовки «Военно-спортивная лига» (г. Москва) Некрутов Сергей Сергеевич.

 

 

Старший научный сотрудник Московского педагогического государственного университета, кандидат юридических наук Петров Сергей Викторович рассказал о  главной проблеме комплексной безопасности образовательных организаций — интеграции охраны персоналом, родителями и обучающимися.

 

 

По словам Сергея Викторовича, в последнее время наблюдалось снижение требований к безопасности, объемов инвестирования средств, что незамедлительно привело к снижению уровня безопасности в ОУ, многочисленным происшествиям, включая пожары, отравления, теракты, криминальные происшествия, наркоманию. Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки каждого работника образовательного учреждения, всей системы безопасности в образовательной сфере, ее адаптации к рыночной экономике, интеграции в мировое правовое пространство, усиления механизмов защиты интересов обучающихся и педагогов, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности объекта образования, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер.

 

 

Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах объекта образования, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

«Решение проблем безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Главная задача руководителя образовательного учреждения состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности», — подчеркнул Сергей Викторович.

 

 

За представлением докладов следовало их активное обсуждение присутствующими, при этом высказывались различные позиции. По мнению собравшихся, проведение данного мероприятия является полезным для всех его участников, так как даёт им возможность обмена опытом,. Участникам круглого стола была предоставлена возможность получить новые знания, познакомиться и оценить работу по обеспечению комплексной безопасности объектов образования в различных субъектах РФ.

 

 

По окончании мероприятия были выработаны предложения в резолюцию конференции.

 

 

Подводя итоги мероприятия, Олег Владимирович Климочкин поблагодарил присутствующих за участие в круглом столе и отметил, что как показал проведенный анализ обеспечения безопасности в образовательных организациях высшего образования практика работы в данном направлении достаточно различна и единые стандарты, как и сама единая система в масштабах Министерства отсутствует. Олег Владимирович подчеркнул, что назрела необходимость предложить руководству Минобрнауки России совместно с экспертами охранного сообщества начать разработку Национального стандарта по обеспечению безопасности образовательных организаций, в котором определить адаптированные требования к порядку организации и осуществления охраны и безопасности образовательных организаций по их категориям и видам образовательной деятельности, а также поднять вопрос изменения самих технологий охраны объектов образовательных учреждений.