Отметив своё 25-летие, негосударственная сфера безопасности как самостоятельная и наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики России, консолидировалась и в полной мере готова к разработке и совершенствованию организационно-правовых аспектов реализации проекта по формированию и всестороннему развитию отраслевого института деловой репутации. К такому выводу пришли «флагманы отрасли», участники круглого стола, состоявшегося 16 января 2018 года в Московской торгово-промышленной палате под председательством президента МТПП Владимира Платонова.
Деловая репутация, безусловно, один из ключевых критериев оценки бизнеса. В мировой практике её стоимость принято определять понятием «гудвилл» (от англ. «goodwill» — добрая воля), своего рода «доброе имя», то есть «совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят компании прибыль сверх той, которая требуется для получения разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая все те нематериальные активы, что могут быть выделены и отдельно оценены». Понятно, что деловая репутация организаций, представляющих негосударственную сферу безопасности в общественном восприятии определяется её деятельностью.
Она выражается, в первую очередь, в отсутствии претензий со стороны органов власти и местного самоуправления, включая надзорные, лицензирующие и фискальные органы, а также в отсутствии задолженностей по выплате заработной платы, налогов, социальных взносов, просроченных кредитных и иных финансовых обязательств, невыполненных договорных обязательств, срыва сроков и условий договоров, отсутствии претензий со стороны заказчика, уровне качества услуг (наличии сертификатов качества, благодарственных писем и отзывов, побед в профессиональных конкурсах, наличии собственного сайта и публикаций о в СМИ, участии в выставках, отраслевых конференциях, семинарах, круглых столах, квалификации персонала и участии на добровольной основе в профессиональных реестрах, рейтингах и иных мероприятиях, устанавливающих относительную степень сравнения организаций одной отрасли.
Участники мероприятия рассказали, с какими проблемами при формировании отраслевого института сегодня сталкиваются представители негосударственной сферы безопасности, а также поделились своими соображениями по поводу их решения.
Открывая мероприятие, Вице-президент МТПП Роман Дунько отметил, что все компании, которые вступили в МТПП, и, тем более, принимают участие в работе общественных структур, которые создаются на её базе, безусловно хотят заявить о своей репутации. По его словам, в последнее время была проведена серьёзная работа с одним из Технических комитетов Росстандарта по ГОСТу 066 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской
Роман Викторович также коснулся ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который, как известно, устанавливает основные принципы контрактной системы в сфере закупок — обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, и подчеркнул, что при этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.
Что же касается негосударственной сферы безопасности как игрока на рынке муниципальных и государственных закупок, то тема деловой репутации особенно актуальна, как для деятельности МТПП, так и для бизнеса, в целом, считает Дунько.
К слову, на мероприятии также присутствовала представитель Технического комитета 066 Росстандарта, директор представительства в Москве ООО «Единый исследовательский центр экспертизы и аттестации» Шарвонова Дильдора Уктамовна, которая достаточно подробно рассказала о Национальном стандарте ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций», в развитие которого 05 июля 2017 года в едином реестре систем добровольной сертификации (СДС) зарегистрирована СДС «Охрана и безопасность», о чём мы сообщали ранее.
Председатель правления ФКЦ РОС, член Общественной палаты Александр Козлов, в свою очередь, довольно обстоятельно коснулся вопросов формирования цены по физической охране в отрасли, проблем законодательного регулирования деятельности частных охранных организаций, методики определения оптимальной цены охранных услуг в регионах и методики формирования максимальной закупочной цены услуг по охране. Александр Михайлович упомянул Постановление Правительства Москвы N 911-ПП «Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы», в котором были даны нормативные определения регламентации охранных процессов при обеспечении безопасности существующих, реконструируемых и технически перевооружаемых объектов города Москвы, а также регламентации величин, определяющих стоимость поста охраны объекта. К сожалению, оно утратило силу на основании Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2017 года N 228-ПП. В результате чего, на сегодняшний день, прослеживается тенденция, при которой победителями торгов становятся фирмы-демпингеры, не способные оказывать качественные охранные услуги, соответствующие действующему законодательству, а последствием демпинга становится откровенная симуляция охранной деятельности, лицом, торги выигравшим.
Александр Михайлович ещё раз подчеркнул, что ФКЦ РОС одной из главных задач считает борьбу с недобросовестными участниками торгов и создание условий для допуска к конкурсам под охрану за счет средств государственного бюджета крупным охранным организациям. Добиться того, чтобы цены, предлагаемые заказчиком, были реальными, и позволили участвовать в торгах охранным организациям, в полном объеме исполняющими обязанности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней. В составе Общественной палаты фактически сформирована рабочая группа, в которую войдут все ведомства и Министерства, включая ФАС и ФНС, в задачи которой будет входить работа по противодействию демпингу и недобросовестной конкуренции. Первое заседание будет проведено в январе.
Валерий Мунько, председатель Правления СРО «Союз частных предприятий безопасности», в состав которого входит 34 частных охранных предприятия, специализирующихся на охране объектов здравоохранения, подчеркнул необходимость активнее использовать инструменты общественного контроля и рассказал, что в течении 3-х лет совместно с Общественной палатой два раза в год проводит общественный контроль и, на сегодняшний день, есть объективная оценка по каждому мероприятию, каждому охраняемому объекту. Валерий Викторович рассказал, что ежесуточно получает оперативную информацию о ситуации на объектах. В СРО СПБ создан контролирующий орган, который отвечает за соблюдение установленных стандартов и правил работы. Вводя собственные стандарты деятельности, СРО стимулирует профессиональный рост как охранных структур в целом, так и частных охранников в отдельности, создает реальные предпосылки для расширения сфер деятельности, условия для формирование института деловой репутации.
Председатель Профсоюза НСБ РФ, председатель Гильдии НСБ МТПП, заместитель председателя Координационного совета НСБ РФ Дмитрий Галочкин вновь напомнил присутствующим о важности заключения трехсторонних отраслевых соглашений между работниками, работодателями и государством, которые позволят бороться с демпингом и низким качеством на рынке охранных услуг.
Дмитрий Евгеньевич также подчеркнул, что необходимо добиваться партнерских отношений с органами власти, а приоритетными форматами взаимодействия негосударственной сферы безопасности с властными структурами на сегодняшний день являются общественно-государственное и частно-государственное партнерство. «Это два основных направления деятельности, на развитии которых мы должны сконцентрироваться в этом году», – подчеркнул Галочкин.
По словам Галочкина, в первую очередь следует сформировать экспертное сообщество, которое могло бы участвовать, в частности, в подготовке технического задания для проведения конкурсов и торгов в рамках торгов по ФЗ-44 и ФЗ-223 в части охраны социальных объектов, а также обеспечить участие общественных деятелей в конкурсных комиссиях, по решению которых осуществляют распределение государственных средств на оказание этих услуг.
Олег Климочкин вкратце рассказал о Научно-исследовательском центре «Безопасность», которым сейчас разрабатывается пакет поправок в действующее законодательство, касающееся частной охранной отрасли, и директором которого он является. Олег Владимирович также отметил, что, к сожалению, институты деловой репутации весьма развиты на Западе, а в России в настоящий момент четкого понимания формирования института деловой репутации нет. При этом вопрос имеет немалую материальную значимость. Также Олег Владимирович полагает, что для формирования всех институтов отрасли не хватает Совета по профессиональным квалификациям, который занимался бы разработкой профессиональных станадартов по профессии, и Технического комитета, который бы разработал Национальный стандарт работы частного охранного предприятия. Сейчас НИЦ «Безопасность» по поручению учредителей разработал Концепцию развития профессиональных квалификаций в охранной деятельности.
Также с краткими докладами выступили:
и другие эксперты негосударственной сферы безопасности.
Подводя итоги мероприятия, Президент МТПП Владимир Платонов, в частности, подчеркнул, что текущее положение негосударственной сферы безопасности России в современном общественно-политическом пространстве нашей страны определено очень достойно и всестороннее развитие института деловой репутации на сегодня — один из ключевых вопросов негосударственной сферы безопасности России. «Что же касается нашей совместной работы, мы будем готовить предложения о том, каким мы мы видим этот институт и каким мы видим создание безопасной Москвы. Это наша работа, которую мы знаем и можем правильно преподнести».
Владимир Михайлович также предложил создать на базе МТПП специальную рабочую группу, в рамках которой в плановом порядке палата могла бы способствовать решению вопросов, с которыми сталкивается негосударственная сфера безопасности, а также предложил выстроить координацию по информационной работе между общественными институтами отрасли и руководством МТПП.
По итогам круглого стола в ближайшее время будет составлена Резолюция.