Вопросы повышения уровня обеспечения безопасности образовательных организаций охранными структурами: практика, проблемы, пути решения

Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика», о которой мы писали ранее, завершила свою работу. Как мы обещали читателю, на некоторых аспектах мы остановимся более подробно. Сегодня речь, в том числе, пойдет о вопросах повышения уровня обеспечения безопасности образовательных организаций охранными структурами.

 

 

В настоящее время серьезное внимание уделяется обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций, привлекаются значительные финансовые и материальные ресурсы, внедряются новейшие системы видеонаблюдения, информационные технологии систем контроля и управления доступом. Обеспечение комплексной безопасности образовательного пространства является сложнейшей научно-технической задачей, которая требует консолидации усилий специалистов из различных областей.

 

 

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности образовательных организаций как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность их систем безопасности. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям. Об этом в первый день Конференции много говорили участники Пленарного заседания.

 

 

Отсутствие единых форм и методов в вопросах обеспечения комплексной безопасности создает предпосылки для возникновения новых вызовов и угроз безопасности, а также приводит к дифференциации уровня развития систем обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях.

 

 

Возможность донести позицию лидеров российского охранного сообщества по обсуждаемой теме представилась директору Научно-исследовательского центра «Безопасность», кандидату экономических наук Климочкину Олег Владимировичу.

 

 

В России существует более 42, 6 тыс. школ, из которых более 24,5 тыс. располагаются в сельской местности. Также имеется около 47 тыс. дошкольных образовательных учреждений.

На март в 2016 г. в России было 1450 ВУЗов, имеющих государственную аккредитацию. Всего имеется более 2400 государственных и частных. (в 2018/2019 г. останется около 900 — 877). Средне-специальных учебных заведений  — около 3 тыс. (2.6 тыс. частных и 0,3 тыс. государственных).

Охранными структурами осуществляется охрана 36 442 объектов образования (18 620 имеют стационарные посты и 17 731 охраняются методом пультовой охраны). В том числе, вооруженная охрана имеется на 451 объекте. В отдельных регионах охрану обеспечивают вахтеры, в том числе за счет родительских средств.

В ходе Пленарного заседания участникам и гостям Конференции был продемонстрирован ролик, рассказывающий о системе обеспечения безопасности школ города Москвы, созданной на базе СРО Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности».

По мнению экспертов НИЦ «Безопасность», данная система, имеющая в своей основе риск-ориентированный подход, требует доработки, но уже сейчас позволяет обеспечить достойный уровень реагирования на различные угрозы безопасности, в том числе, террористического характера.  Её определенной характеристикой может служить факт, что за последние два года в московских школах не допущено ни одного случая хищения муниципального имущества. В её основу положено единообразие подходов к технологиям безопасности, централизованный постоянный многоуровневый контроль персонала и мониторинг состояния объектов.

Основой такого единообразия является профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» № 683, утвержденный приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н. Обязательства по исполнению его требований взяли на себя все охранные структуры, обеспечивающие безопасность московских школ, а также все охраняемые учебные заведения.

 

 

Напомним, что в соответствии с профстандартом организовано обучение и специальная переподготовка персонала охранных структур. Следует отметить, что данный профессиональный стандарт являлся первым стандартом в сфере охранных услуг и сочетает в себе требования как к работникам, так и опосредованно к самой системе организации охраны школ, в первую очередь обязательным действиям охранников на объектах. Однако к сожалению, лишь в 25% школ имеется профессиональная охрана.

 

 

В настоящее время перед Министерством и руководителями образовательных учреждений стоит задача по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235*, утвердившего обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минобрнауки России, в том числе по актуализации их паспортов безопасности.  В соответствии с положениями данного документа практически все ВУЗы будут относиться ко 2 или 1 категории, что в обязательном порядке потребует от руководства обеспечить объекты профессиональной охраной. Которая при нынешнем состоянии финансирования охранных услуг не может быть качественной.

По словам Олега Владимировича, «готовясь к Конференции,  НИЦ «Безопасность» провел соответствующий анализ имеющейся проблематики в данном направлении, в первую очередь с состоянием обеспечения безопасности объектов высших учебных заведений, с помощью возможностей одного из своих учредителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, в состав которого входят представители 76 субъектов Российской Федерации.

 

 

Изучение ситуации, а также имеющийся опыт работы наших экспертов позволили сделать вывод о том, что в плане организации охраны объектов все высшие учебные заведения можно условно разделить на три категории. К первой категории мы относим ВУЗы, безопасность которых в том числе обеспечивается государственными органами правопорядка – это ВУЗы с особым статусом Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, МИФИ, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ряд других ВУЗов. Вторую категорию составляют ВУЗы, где имеется значительные финансовые средства на целевое финансирование вопросов безопасности, либо они обеспечиваются за счет отраслевых базовых холдингов. Самый яркий пример, охрана Московского университета нефти и газа им. Губкина обеспечивается за счет средств Газпрома отраслевой охранной структурой ЧОП «Газпром-охрана». Третью, самую многочисленную категорию, составляют ВУЗы, обеспечение охраны которых финансируется за счет заработанных внебюджетных средств, как правило, по остаточному принципу. А где таких средств нет, то просто на личных связях и потенциале ректора, либо проректора по безопасности. Другие используемые на практике формы и методы финансирования охраны являются не совсем легитимными и, по данной причине, не подлежат обсуждению. Необходимо отметить, что при планировании объемов финансирования ВУЗов в рамках госзадания нет даже такой статьи расходов».

 

 

Олег Владимирович рассказал, что по результатам опроса региональных представителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей, которые, в большинстве своем, являются крупнейшими региональными охранными структурами, оказалось, что практически никто из них не участвует в охране ВУЗов. Причина в том, что сумма оплаты таких услуг, которую может позволить себе ВУЗ, как правило, в два или полтора раза ниже средних расценок по региону на подобные охранные услуги. Более того, повсеместно присутствуют длительные задержки в выплате и без того низких неплатежей. Ответы от региональных объединений работодателей практически одинаковы – низкая начальная стоимость охранных услуг, стабильные многомесячные неплатежи за оказанные услуги, и как следствие невозможность выставления на посты квалифицированных, стрессоустойчивых сотрудников охраны, обученных для оказания услуг именно в учебных заведениях (Хабаровский край, Кемеровская, Томская и другие области).

Так в Москве, где имеется более 250 ВУЗов, средняя цена за пост в отдельных заведениях равна 65-70 тыс. руб. в месяц при средней цене 120-130 тыс. руб. При этом имеются беспрецедентные случаи задержки оплаты оказанных охранных услуг, когда задолженность за текущий год будет частично погашаться, только начиная с января 2018 года. Средний срок задержек в оплате охранных услуг 2-3 месяца. В регионах же цена за охрану таких вузов варьируется от 45 тыс. рублей в месяц за пост. Какой-либо единой системы нет. Поэтому вопрос о каком-либо качестве услуг со стороны охранных структур в данных случаях просто не ведется.

 

 

«Конечно, сам вид и присутствие охранника в форме на КПП имеет определенный профилактический эффект, но это не та профессиональная охрана, о которой мы ведем речь в рамках сегодняшнего форума. Поэтому первая проблема для охранного сообщества – это должное финансирование вопросов охраны и безопасности. Очевидно, что без этого не может быть и должного качества оказания охранных услуг, а также обеспечения безопасности» — сказал Олег Владимирович.

Одним из путей решения этой проблемы видится нормативное закрепление на уровне Министерства расчетов минимальных затрат на охрану и безопасность с учетом региональных коэффициентов. Другой возможный путь – это трехсторонние соглашения  на уровне регионов: региональные органы исполнительной власти, объединения работодателей и профсоюзные объединения. В настоящее время практически находится в стадии завершения такая работа в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

 

 

Олег Владимирович очень подробно коснулся рассмотрения профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» и требованиям к их антитеррористической защищенности.

«Требования определяют только общие названия и направления мероприятий: периодический обход и осмотр объектов,  оснащение их инженерно-техническими средствами и системами охраны, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и так далее. В стандарте будет необходимо конкретизировать мероприятия и периодичность их проведения, в том числе, в зависимости от категории и места расположения объектов», — отметил Климочкин, — «Мы видим необходимость изменения самих технологий охраны объектов образовательных учреждений и, в первую очередь, использования современных систем видеонаблюдения с переходом на методы так называемой пультовой охраны и сокращения до минимума стационарных постов физической охраны на объектах».

 

 

В свою очередь, учитывая уже имеющийся потенциал у Министерства и отдельных ВУЗов, одним из перспективных направлений в обеспечении их безопасности Олег Владимирович считает формирование автоматизированных программно-аппаратных систем комплексного реагирования на возможные угрозы безопасности посредством специализированных мониторинговых центров как внутри каждого ВУЗа, так и в целом в масштабах Министерства. Концепция создания таких комплексов состоит в оптимизации затрат на обеспечение различных видов безопасности: физической, технической, а также создание массивов системного накопления и анализа информации по вопросам обеспечения безопасности.

 

 

«В данной части предлагается Типовая модель, основанная на создании автоматизированной системы мониторинга и реагирования на возможные угрозы. В её основе лежит Программно-информационный комплекс, на который поступают данные от Инженерно-технических средств (ИТС) подсистем обеспечения всех направлений комплексной безопасности, профильных структурных подразделений организаций, территориальных подразделений органов исполнительной власти, а также информация из баз данных, полученных в результате мониторингов состояния обстановки в образовательном учреждении, СМИ и сети Интернет. Алгоритмы выработки системой рекомендаций для реагирования на сообщения подсистем ИТС планируется разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом региональных и межнациональных особенностей дислокации расположения объектов образовательных организаций в регионах. Определенные заделы в части создания такой системы уже имеется как на уровне Министерства, так и в большинстве ВУЗов страны.», — рассказал Олег Владимирович.

Проблема охранного сообщества также состоит в отборе самих охранных структур для обеспечения безопасности образовательных организаций, в первую очередь, в качестве и прозрачности проведения конкурсных процедур, связанных с демпингом и без того низких начальных цен. Об этом рассказал в своём выступлении председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, член Общественной палаты Российской Федерации Козлов Александр Михайлович .

 

 

Александр Михайлович отметил, что демпингер, снижающий цену только за счет уклонения от уплаты налогов, несомненно, дискредитирует частную охранную отрасль, наносит экономический ущерб государству.  Подобная практика оказывает значительное влияние на заработную плату и трудовые условия в секторе охранных услуг, на инфраструктуру охранных предприятий, и, таким образом, на качество оказания услуг. «Решить эту проблему для меня, как руководителя ФКЦ РОС и как члена ОП РФ, — первоочередная задача», — отметил он.

 

 

Также Александр Михайлович о национальном стандарте «Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций», который вступил в силу 1 ноября 2017 года. По его словам, «применение данного стандарта позволяет произвести объективную оценку охранной организации по категории «качество предоставляемых услуг. Cтандарт устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки опыта и деловой репутации охранных организаций и позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе охранных организаций при проведении тендеров, конкурсов, а также оценки их репутации и финансовой успешности.

 

Оценка опыта и деловой репутации осуществляется на основе факторной модели, в которой учитываются продолжительность присутствия компании на рынке по своему профилю деятельности и объем выполняемых ей работ, оказанных услуг, обеспеченность организации материальными ресурсами, необходимые для оказания охранных услуг, определяется наличие у охранных предприятий квалифицированных специалистов и руководителей, полнота и достоверность сведений, представленных организацией, рассматривается восприятие компании клиентами и обществом в целом».

 

 

Александр Михайлович особо отметил важность применения стандарта в закупках. Он подчеркнул, что включение в документацию такого критерия оценки, как наличие сертификата «Оценки опыта и деловой репутации» позволит избежать разработки для каждой закупки показателей оценки, связанных со всеми вышеперечисленными критериями, доверить проверку полноты и достоверности информации, указываемой участником закупки (в том числе проверку фактического наличия заявленного оборудования, кадровых ресурсов и т.п.) профессиональным аудиторам и экспертам и осуществить выбор действительно надёжного поставщика (исполнителя, подрядчика) для выполнения необходимых заказчику работ, оказания услуг и недопуск к торгам неблагонадёжных поставщиков.

 

 

По окончании первого дня Конференции ее участники выразили благодарность организаторам за организацию столь важного и нужного мероприятия. По общему мнению, представленные доклады вызвали большой интерес благодаря их практической значимости. Кроме того, многие отметили, что регулярное проведение подобных тематических конференций — это актуальный и важный шаг по консолидации усилий научной общественности, органов власти и представителей организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение комплексной безопасности, для разработки современных подходов и поиска путей повышения эффективности защиты образовательных организаций.

 

 

Как сообщалось ранее, НИЦ «Безопасность» выступил  модератором секции по вопросам обеспечения физической безопасности объектов образовательных организаций силами охранных организаций. Подробности и фотоотчёт — на нашем сайте в самое ближайшее время.

 

 

Кстати

* Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», неоднократно упоминаемое участниками Конференции, можно скачать ЗДЕСЬ.