Информация про ГОСТ Р 59969-2021

С 1 марта 2022 года вступает в действие национальный стандарт ГОСТ Р 59969-2021 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах образовательных организаций высшего образования. Общие требования».

Проект был стандарта разработан в рамках деятельности технического комитета по стандартизации «Антитеррористическая и охранная деятельность» (ТК 208) на основании Программы национальной стандартизации на 2021 год.

Проект стандарта под объектом стандартизации устанавливает выполнение общих требований к оказанию охранных услуг частными охранными организациями и под аспектом стандартизации подразумевает обеспечение безопасности образовательных организаций высшего образования независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, а также их филиалов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (оказание охранных услуг).

Цель разработки проекта стандарта – повышение защищенности объектов образования, за счет применения на добровольной основе систематизированных и конкретизированных требований, разработанных с учетом проведенного анализа данной отрасли, а также проверенного опытом практики деятельности частных охранных организаций.

Так, например, на 1 января 2020 года в России система высшего образования включает в себя 607 государственных и 358 негосударственных учебных заведения, в которых обучаются около 4,7 млн. человек.

Физическая охрана объектов образования остается главной формой профилактического воздействия на большинство угроз, в пределах компетенции, предоставленной охранным организациям и персоналу образовательных организаций федеральным законодательством Российской Федерации.

Обеспечение охраны потенциально опасных объектов образовательных организаций с первой, второй и третьей категорией опасности осуществляется в том числе сотрудниками частных охранных организаций.

В настоящее время все объекты образовательных организаций обеспечены должной охраной. Вместе с тем, какие-либо единые стандартные требования о том, как охранной организации надо обеспечивать охрану объектов рассматриваемых объектов, на сегодняшний день отсутствуют.

Проект стандарта является вторым в серии взаимосвязанных однородных национальных стандартов под единой аббревиатурой «Обеспечение безопасности образовательных организаций» и касается частных охранных организаций, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.

Это связано со спецификой деятельности указанных учебных заведений и контингента учащихся (студентов), а также особенностями обеспечения охраны их объектов, в том числе мест проживания студентов.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процессу оказания охранных услуг на объектах образования.

В проекте стандарта прописаны основные требования к проведению обследования объекта, перед взятием его под охрану, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, а также алгоритмы обеспечения режимных мероприятий.

Это обусловлено тем, что пропускной и внутриобъектовый режимы, являются основополагающим инструментом для профилактики и пресечения угроз криминального характера, а также охране объектов и имущества.

Для удобства практического применения к проекту национального стандарта в качестве рекомендуемого приложения включено Типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах.

Изложенные в проекте стандарта требования сформированы исходя из имеющейся практики деятельности частных охранных организаций по обеспечению охраны объектов образования в столичном регионе.

Все основные положения проекта стандарта универсальны и прописаны с учетом имеющейся практики их применения, что позволит обеспечить уровень организации охраны и безопасности объектов образования вне зависимости от специфики подготовки студентов и региона их расположения.

Стандарт предназначен для применения образовательными организациями, к которым отнесены объекты образования, а также частными охранными организациями, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на этих объектах.

Кроме того, данный стандарт призван снять двойное толкование отдельных терминов и определений, что качественно поспособствует снижению нагрузки, возложенной на надзорные и контролирующие органы Российской Федерации при осуществлении ими государственного контроля (надзора), обеспечению конкурентоспособности и качества услуг, рационального использования ресурсов, исполнения государственных заказов и создания систем обеспечения качества услуг, а также улучшению качества жизни населения страны.

Применение стандарта также благоприятно повлияет на разработку отечественных нормативных и методических документов по данному направлению.

Настоящий проект стандарта разработан в соответствии с основными положениями Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и не противоречит действующим в Российской Федерации кодексам, законам и иным нормативным правовым актам, в том числе нормативным актам Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, корреспондируется с вопросами развития системы профессиональных квалификаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Стандарт использует терминологию и принципы, сформулированные в ГОСТ Р 52551-2016 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения» и ГОСТ Р 58186-2018 «Услуги населению. Требования к услугам проживания в общежитиях для обучающихся».

Окончательная редакция проекта стандарта подготовлена на основе следующих документов:

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации)»;

ГОСТ Р 52551-2016 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения»;

ГОСТ Р 58186-2018 «Услуги населению. Требования к услугам проживания в общежитиях для обучающихся»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

профессиональный стандарт № 683 «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. № 1010н).

Проект стандарта разработан:

Союзом организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы (Союз ОСО) – является некоммерческой корпоративной организацией (юридическое лицо)

Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС) – является некоммерческой корпоративной организацией (юридическое лицо)

Обществом с ограниченной ответственностью частным охранным предприятием «Старк-Групп» (ЧОП «Старк-Групп»).