В Государственной Думе состоялся Круглый стол на тему «Безопасность образовательных организаций в современных условиях»

24 марта 2023 года в Государственной Думе состоялся Круглый стол на тему «Безопасность образовательных организаций в современных условиях» организатором которого выступил Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

Вел мероприятие данного Комитета Василий Пискарев. От депутатского корпуса в работе приняли участие его заместители Эрнест Валеев и Анатолий Выборный, председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова, член Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Михаил Кузьмин, член Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Станкевич, а также Сенатор – Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

От федеральных органов исполнительной власти в работе Круглого стола приняли участие: Статс-секретарь – заместитель Министра просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев, директор департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки Андрей Толмачев, Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, заместитель Ринат Еникеев, начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ирина Ребрина, Заместитель начальника Управления Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Мария Кольцова,  Руководитель организационно-аналитического отдела управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета Российской Федерации Виктор Свечинов.

От Росгвардии в Кругом столе участвовали начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Анатолий Маликов, начальник Лицензионно-разрешительного управления данного Главка Азамат Дышеков и его заместитель Владислав Тулев, а также начальник отдела Главного управления вневедомственной охраны Михаил Мухин.

Также в мероприятии приняли участие представители Союза Российских оружейников и АО «Концерн Калашников», Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, Союза «Родительская Палата», Общественной организации НП «Родительский комитет», Общественного уполномоченного по за-щите семьи, Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Северо-Западного Института Управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и других организаций.

Интересы охранного сообщества на Круглом столе представляли директор Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственных структур безопасности» Олег Климочкин, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), член Общественного совета при Росгвардии Александр Козлов, президент Саморегулируемой организации «Ассоциация структур безопасности «Школа без опасности» (СРО «Школа без опасности»), заместитель председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Саминский и Вице-президент, председатель Комитета по охране объектов государственного заказа ФКЦ РОС, президент Группы охранных компаний «СТАРК-Безопасность» (г. Москва) Александр Гадалов.

Участники Круглого стола поднимали широкий круг вопросов и проблем, в том числе связанных с обеспечением физической безопасности объектов образования и финансирования мероприятий по обеспечению их безопасности. В данной части присутствующие особо отметили содержательность докладов и выступлений Анатолия Выборного и Анатолия Маликова.

Все участники обсуждения отметили, что в последние годы принимаются активные меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности обучающихся в образовательных организациях, определения путей их решения, в условиях повышенной террористической (экстремистской) опасности и рисков повторения преступлений, связанных с применением оружия в образовательных организациях.

По итогам обсуждения, принимая во внимание важность и необходимость дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, отмечая меры правоохранительных органов по предотвращению случаев нападения на детей и подростков в образовательных организациях, были предложены следующие мероприятия.

1. Рабочей группе Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции по анализу и совершенствованию законодательства в сфере контроля за оборотом оружия и частной охранной деятельности:

1.1. Проработать вопросы совершенствования законодательства в сфере частной охранной деятельности в части введения обязательных условий для осуществления частной охранной деятельности на объектах образовательных организаций либо в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, таких как:

  • соответствие требованиям национальных стандартов ГОСТ Р, регламентирующих оказание охранных услуг, в том числе на объектах образования, что должно подтверждаться соответствующим сертификатом соответствия либо иным документом, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации;
  • обязательности проведения экспертизы качества оказания охранных услуг на объектах образования в соответствии с требованиями федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» силами экспертов или экспертных организаций.

Также было предложено ввести особые требования к органам по сертификации, проводящим оценку охранных организаций на соответствие требованиям имеющихся национальных стандартов в сфере охраны и безопасности по аналогии с требованиями к организациям, осуществляющим подготовку кадров для охранных организаций;

1.2. С участием представителей Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, а также малому и среднему предпринимательству, изучить возможность внесения изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях:

  • запрета на проведение закупок охранных услуг для образовательных организаций (либо всех государственных и муниципальных объектов) в форме аукциона и запроса котировок;
  • введения запретов на занижение начальной максимальной цены контракта заказчиками охранных услуг для нужд образовательных организаций либо ведения однозначной тарификации цены охранных услуг для данной категории объектов в зависимости от региона расположения объектов образования (по аналогии с государственными органами, оказывающими охранные услуги);
  • внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 3 статьи 346.12) в части исключения критерия по численности персонала для применения упрощенной системы налогообложения частными охранными организациями.

2.   Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1.  рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений:

  • в  Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части,  касающейся разработки критериев оценки «готовности образовательной организации к началу учебного года» и нормативному регулированию механизма проведения их проверки на предмет соответствия требованиям антитеррористической защищенности;
  • в законодательство Российской  Федерации  в сфере функционирования средств массовой информации,  в части установления  ограничения на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о совершении преступлений, связанных с применением оружия в образовательных организациях;
  • в части предоставления права образовательным организациям информировать соответствующие территориальные медицинские организации путем направления (при наличии оснований) несовершеннолетних граждан на консультацию к соответствующим врачам-психиатрам без согласия родителей.

2.2. В соответствии с Планом национальной стандартизации на 2023 год (ПНС-2023) провести актуализацию национального стандарта ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования» и национального стандарта ГОСТ Р 59969-2021 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах образовательных организаций высшего образования, в которых установить:

  • требования по оснащению образовательных организаций техническими средствами охраны, защиты и оперативной связи;
  • критерии безопасного обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов образовательных организаций;
  • обязательного обеспечения охранников на объектах образовательных организаций спецсредствами, оперативной связью с экстренными службами.

3. Росгвардии, МВД России и МЧС России в соответствии с компетенцией:

  • проработать вопрос дополнительного обучения сотрудников частных охранных структур, обеспечивающих безопасность образовательных организаций, на предмет их действий при вооруженном нападении на такие объекты, унификации требований к частным охранным предприятиям, в том числе с учетом профессионального стандарта № 683 «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденного приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н.
  • оптимизировать планы комплексного использования сил и средств, совместного патрулирования прилегающих территорий к образовательным организациям. Актуализировать схемы оповещения для передачи информации о возможных преступных посягательствах на такие организации. Обеспечить образовательные организации информацией об организации связи с правоохранительными органами (экстренные телефоны дежурных частей МВД России, МЧС России);
  • рассмотреть вопрос о порядке информирования образовательной организации о приобретении учащимся огнестрельного оружия и иного оружия; о подготовке методических рекомендаций преподавательскому составу о порядке оповещения правоохранительных органов в случае вооруженного нападения на образовательную организацию;
  • изучить возможность и подготовить предложения по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников охранных организаций;
  • организовать контроль за исполнением охранными организациями качественных охранных услуг.

4. Минпросвещения России и Минобрнауки России, совместно с МВД России и Росгвардией   рассмотреть вопросы:

4.1. совместно с Минфином России об установлении отдельной (целевой) статьи расходов субъектов Российской Федерации, выделяемых исключительно на обеспечение антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций, с учетом установленного Росгвардией порядка расчета начальной (максимальной) цены контракта на закупку охранных услуг;

4.2. о создании единого для всех субъектов Российской Федерации алгоритма принятия мер по обеспечению безопасности образовательных организаций;

методического обеспечения образовательных организаций относительно взаимодействия классных руководителей и психологов на предмет урегулирования межличностных конфликтов учащихся, своевременного выявления подростков, склонных к противоправному поведению, а также использования института школьных советов профилактики.

4.3. совместно с Росмолодежью, Минкультуры России, Минцифры России, Роскомнадзором реализовать комплекс мер, направленных на формирование у детей критического отношения к негативной информации, размещенной в сети «Интернет», повышению их цифровой грамотности;  реализовать мероприятия по привитию детям основных традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей, особое внимание уделив такой работе в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.

5 Минпросвещения России,  Минобрнауки России, МВД России, Росгвардии,  МЧС России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • принять меры по выработке и реализации мер пожарной безопасности, выделения дополнительных объемов финансирования, необходимых для переоснащения, технического обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты, а также контролю за целевым расходованием указанных средств;
  • проработать вопрос подключения объектов образовательных организаций к аппаратно-программному комплексу «Безопасный город», модернизации систем видеонаблюдения, путем установки камер с высоким разрешением и функциями распознавания лиц;
  • рассмотреть вопросы комплексной безопасности образовательных организаций на заседаниях антитеррористических комиссий субъекта Российской Федерации для определения комплекса мер, направленных на повышение безопасности образовательных организаций;
  • активнее внедрять технические средства защиты образовательных организаций, в том числе «тревожные кнопки», антивандальные входные устройства с возможностью блокировки преступника, системы видеонаблюдения в образовательных организациях и громкоговорящую связь;
  • принять дополнительные меры, направленные на дооснащение образовательных организаций средствами передачи тревожных сообщений, управления доступом и эвакуации;
  • предпринимать меры по прекращению доступа посторонних лиц в учебные часы в образовательную организацию;
  • проводить разъяснительную работу с руководством образовательных организаций для обеспечения надежной охраны подготовленным персоналом;
  • рассмотреть вопрос проведения эксперимента по формированию института «службы безопасности образовательной организации», на которую возложить вопросы физической защиты, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, пресечения проноса запрещенных предметов, адресной работы с обучающимися и т.д.;
  • принять необходимые меры для проведения на постоянной основе информационно-разъяснительной работы среди руководителей образовательных организаций по вопросам обеспечения комплексной безопасности; по формированию системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства;
  • осуществлять постоянный мониторинг принимаемых образовательными организациями комплекса мер, направленных на повышение безопасности; проведение периодически учений совместно с правоохранительными органами в целях выработки механизмов реагирования на преступные посягательства, и выявления недостатков, которые влияют на обеспечения безопасности в образовательных организациях.

6. Рекомендовать  Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести проверку исполнения органами власти субъектов Российской Федерации нормативно-правовых актов Российской Федерации в части недопустимости  снижения  начальной максимальной цены  контракта заказчиками охранных услуг для нужд образовательных организаций, приводящих к снижению  установленного порядка расчета единицы охранной услуги – Постовой охраны, выраженной в стоимости одного человека-часа работы одного охранника на посту.

7. Рекомендовать ФСБ России подготовить на основе имеющегося положительного опыта пресечения нападений на образовательные организации на ранних стадиях методические рекомендации по выявлению лиц, вынашивающих замыслы нападения на образовательные организации.

8. Минцифры России совместно с ФСБ России рассмотреть вопросы достаточности правового регулирования обработки биометрических персональных данных несовершеннолетних, а также вопроса обеспечения защиты биометрических персональных данных при их обработке в образовательных организациях.

9. Учитывая важную роль средств массовой информации в формировании общественного мнения, они должны оказывать содействие органам государственной власти в проведении профилактической, информационно-разъяснительной работы по вопросам профилактики преступлений, связанных с применением оружия в образовательных организациях.